Законы о запрете заправки в пластиковую тару
Забудем ненадолго о том, что мы уже за чертой 2020 года. Тем более, что изменилось немногое. Если разобраться, то вовсе ничего не изменилось. Так вот. Где написано, что бензин в пластиковую тару наливать нельзя? Первый документ — ГОСТ Р 58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации». В пункте 8.2.5 чёрным по белому сказано, что отпуск нефтепродуктов не допускается в тару, изготовленную из полимерных материалов, если на ней отсутствует соответствующая маркировка.
К маркировке мы ещё вернёмся. А пока не забудем упомянуть документ, который называется РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций». В нём имеется пункт 14.3, который гласит — запрещается выдача нефтепродуктов в пластиковую тару. При этом, если кому лень будет лично искать и читать эти документы, в них также сказано о запрете налива бензина в стеклянную тару.
Собственно говоря, на этом список законов, в которых хотелось бы найти ответ на вопрос — почему нельзя бензин в пластиковую канистру заправлять — заканчивается. Понятное дело, что какие-либо объяснения по этому поводу в них отсутствуют. Их там и не должно быть. В Правилах Дорожного Движения ведь нет пояснений, почему нельзя пересекать двойную сплошную и ехать на красный…
Причины пожара на АЗС
Любые запреты, которые вносятся в те или иные правила — не берутся с потолка. Военные, например, чаще других любят говорить, что их устав написан кровью. Собственно говоря, большинство пунктов наших любимых ПДД тоже написаны ею. Работает это крайне просто. Случилось происшествие — выяснили из-за чего — запретили в правилах делать так.
Так пишутся много какие правила и законы. Бензина и пластиковой тары это тоже касается. Да, пожары из-за этого случаются гораздо реже, чем из-за проезда на красный свет светофора. Более того, наглядный пример, показывающий возгорание бензина, наливаемого в пластмассовую канистру или бутылку, невозможно найти во всезнающем Интернете. Во-первых, потому, что такое случается крайне редко. Во-вторых, это надо, чтобы сошлось много обстоятельств, которые случайно попали бы в объектив камеры смартфона.
Тем не менее, прецеденты были. Пускай даже не в таком виде, в каком его описывают операторы на АЗС. Но были. Иначе бы никакого запрета в природе бы не существовало. Да, есть голая теория. Да, на её базе тоже многое запрещают ещё до того, как случится беда. Но в случае с бензином и пластиковой тарой — это не теория. Позже вы поймёте, почему.
Куда жаловаться при обмане
Что водителям делать, если автозаправки не доливают бензин, − писать жалобу в Роспотребнадзор. Тогда в отношении данной станции может быть проведена проверка. Что требуется от автомобилиста – составить заявление, приложить к нему копию чека. Также желательно иметь видео, которое бы подтвердило, что при нахождении на территории АЗС водитель не делал ничего, кроме покупки горючего.
С получением видео могут возникнуть проблемы, так как работники заправки вряд ли захотят его добровольно предоставлять. Поэтому желательно заручиться свидетельскими показаниями других водителей, находящихся в данный момент на заправочной станции.
Чтобы доказать свою правоту, придется делать контрольный замер топлива, в котором сотрудники АЗС тоже могут отказать. Но, если водитель уверен в своей правоте, можно сразу позвонить в Роспотребнадзор и сообщить о правонарушении, а отправить официальное заявление в контролирующий орган уже позже. Также стоит потребовать жалобную книгу и составить в ней претензию. Ее обязаны сотрудники заправки предоставлять клиентам по первому требованию. Кроме того, о недоливе нужно составить акт, как это описано в статье выше. Его надо оформлять в двух экземплярах. Один остается водителю, другой – у сотрудников АЗС. Копию акта надо приложить к заявлению в Роспотребнадзор.
Как безопасно налить бензин в пластиковую тару?
Покупатель может убедить оператора АЗС отпустить ему бензин в пластмассовую канистру, если соблюдать такие условия безопасности:
- Подтвердите наличие у контейнера маркировки «Для хранения и транспортировки нефтепродуктов». Учтите, что надпись «Для технических жидкостей» не подходит для использования канистры под топливо.
- Не следует на АЗС украдкой пытаться заправить бензин в пластиковую емкость. Покажите оператору специальную тару, которая визуально отличается от дешевых аналогов прочными стенками и нестандартной крышкой.
- Заранее позаботьтесь о наличии воронки, облегчающей заправку топлива в емкость.
Такие действия позволяют безопасно выполнить заправку бензина в пластиковый контейнер не только на автозаправочной станции, а еще и самостоятельно из бензобака машины.
Срок хранения бензина с маслом
Отдельно стоит коснуться двухтактных двигателей. Как известно, для их работы необходимо смешивать бензин с маслом. Такую смесь готовят заранее, и она хранится в баке или канистре. Определить точное количество горючего просто невозможно. Так что зачастую после окончания работ остается его готовая смесь с маслом. Стоит исходить из правила – срок ее хранения меньше, чем отдельных чистых продуктов.
Хотя имеются неоднократно подтвержденные факты, что подобная смесь с маслом бензина для двухтактных моторов работает и через достаточно длительный срок после составления, не рекомендуется ее хранить долгое время в канистре или баке. Обычная практика – срок шесть месяцев считается нормальным. Главное, чтобы компоненты смеси были хорошего качества.
Бензин – это одна из основных забот водителя. Его постоянно интересует, где можно найти качественное топливо и как пережить постоянный рост цен на горючее? Чтобы хоть как-то оградить себя от таких проблем, многие пытаются создавать небольшой собственный запас в канистре в гараже. Однако длительное хранение бензина требует соблюдения определенных правил. При их выполнении вполне можно создавать собственные запасы горючего, и на некоторое время избавиться от постоянных забот о топливе.
Топливо, хранящееся продолжительное время, лишается части свойств. Здесь стоит упомянуть про химические процессы, происходящие под воздействием кислорода и температурных изменений
При этом, даже принимая во внимание ситуации с соблюдением условий хранения и необходимых показателей, срок годности бензина не превысит 5–6 лет
Говоря о сроке годности можно упомянуть о советском ГОСТе от 1977 г., где время хранения декларировано пятью годами. Правда, сейчас этот стандарт аннулирован. После этого можно плавно переноситься к действующему ГОСТу (1997 г.), где срок хранения уже ограничивается одним годом.
По ГОСТу | 1 год |
АИ 92 | 1 год |
АИ 95 | 1 год |
А76 | 2 года |
Расширение бензина
Пластиковые пищевые бутылки не для бензина
Несмотря на то, что статика является единственным основанием для запрета заправки бензина в пластиковую тару, его склонность к расширению тоже является серьёзной проблемой. Конечно, операторы на АЗС могут не отпустить вам топливо не из этих соображений. Однако бензин, заправленный в пластик, нужно ещё довезти в гараж, и там его сохранять.
Расширяется бензин очень хорошо. А ещё более опасными являются его пары. Наверняка многие знают, как иногда раздувается пластиковая канистра или бутылка с бензином. Происходит это как раз потому, что топливо само по себе расширяется от повышения температуры. Но это не критично. Пары бензина, скапливающиеся в таре, приводят к увеличению давления, что уже может грозить неприятностями.
Чтобы избежать их, не храните бензин в не предназначенной для этого таре. Если, всё же, очень хочется (ну вот нет «правильной» канистры), то стоит принять некоторые меры безопасности. Во-первых, не наливайте в пластмассовую тару бензина более, чем на три четверти. Во-вторых, если это обычная бутылка из-под пива или воды, перед заворачиванием крышки выдавите из неё весь воздух. Так парам будет где скапливаться, и тару не раздует.
Ещё, чтобы избежать проблем, оставляйте тару с бензином на хранение в затенённом месте. Следует также учитывать, что пластик довольно легко проколоть. Особенно, если бутылка или канистра находится под давлением. Поэтому, это всё не стоит ронять и ударять о твёрдые поверхности. Пожара со взрывом, может быть, и не случится. Но бензин дорогой, да ещё и вонять потом будет долго.
Почему может возникнуть необходимость налить бензин в пластиковую бутылку
В дороге с водителями происходят разные случаи. Бывает, что топливо закончилось за несколько километров до заправки. Дойти до нее можно, но с собой только баклажка из-под воды. При этом оказавшись на заправке автомобилист зачастую видит объявление, в котором говориться, что в пластиковые и стеклянные канистры горючее не отпускается.
Иногда отказ можно получить и в устной форме, причем кассир или заправщик сошлется на «таинственные инструкции и правила безопасности». При этом действительно имеется ГОСТ Р 58404-2019. В нем прописаны правила эксплуатации АЗС и указано, что отпуск нефтепродуктов в неспециализированную пластиковую или стеклянную тару запрещен.
Среди объяснений может прозвучать аргумент, согласно которому горючее может растворить пластик, или что давление паров бензина может разорвать емкость. Если речь идет о бутылке, которая изготовлена из пищевого пластика, то такое объяснение вполне закономерно.
Опытные же водители утверждают что, в прозрачной таре легче обнаружить недолив, или некачественное топливо. И именно это является основной причиной отказа наливать горючее в пластиковые бутылки.
Подобное могут практиковать на небольших региональных заправках, но сетевые АЗС, которые внимательно следят за своей репутацией вряд ли пойдут на подобное. В действительности есть реальная причина, которая запрещает наливать топливо в пластиковую тару.
В какой канистре можно хранить бензин
Повышенный уровень температуры, высокая влажность, а также хранение не в специальной емкости приводит к снижению качества горючего.
Поэтому канистры под топливо из нефтепродуктов изготавливают только из стойкого материала со специальными добавками, которые способны нейтрализовать статический заряд электричества. Выпуском и реализацией такой тары под бензин занимается известная компания из Канады «Септер корпорейшн» и «Хюнерсдорфф» из Германии.
При соблюдении герметичности, температурного режима, правильного места хранения горючее можно держать в металлических и специальных пластиковых канистрах в течение одного года.
Чем опасна бутылка вместо канистры
Казалось бы: в экстренной ситуации найти тару под топливо легко — 5-литровая бутыль от «незамерзайки» или воды вполне подойдет. На самом деле, нет: наливать бензин в подобные ёмкости опасно, а на АЗС вам просто откажут в обслуживании — и будут правы.
Производители PET-бутылок постепенно переходят на тонкий быстроразлагаемый пластик, чтобы меньше вредить природе. Под воздействием бензина такая бутылка может быстро раствориться, залив вам весь багажник топливом. Также бутылка из пищевого пластика может пропускать сквозь стенки топливные пары — запах бензина в машине обеспечен. При высоких летних температурах возить топливо в неподходящей таре ещё опаснее: стремясь испариться, бензин создаёт в ёмкости избыточное давление, которое хрупкий пластик просто не выдержит.
Наконец, главная страшилка, связанная с полимерной тарой — накопление пластиком статического электричества, которое может вызвать пожар. Эта версия сильнее всего укоренилась в народе: именно её вам озвучат на АЗС, отказываясь наливать бензин в бутылку. По большому счёту, это миф, но миф стойкий.
Стеклянную тару также нельзя использовать из-за её хрупкости — прямой запрет на это есть в ГОСТе 58404-2019, регламентирующем работу автозаправочных станций. Так что налить бензин в стеклянную бутылку из-под сока не получится — придётся-таки обзавестись канистрой для топлива.
Снова о законе и маркировке пластиковых канистр для бензина
Пластиковая канистра в багажнике
В самом начале 2020 года журналисты усиленно педалировали тему, касающуюся якобы отмены запрета на заправку бензина в пластиковую тару. Заголовки так и пестрили. Но не спешите ехать на АЗС с бутылками из-под пива или газировки. Упомянутая отмена является ничем иным, как повторением рассмотренных ещё в начале этой статьи правил. А именно — бензин можно заправлять в пластиковую тару, но только в ту, которая имеет соответствующую маркировку.
И всё. В «не специальные» канистры — по-прежнему нельзя. В пластиковые бутылки — тем более. Так что, по большому счёту, ничего нигде не отменяли. Равно, как никто не отменил физику и статическое электричество. Риск воспламенения топлива никуда не пропал. Просто стали выпускать тару из такого пластика, который даже при большом желании пользователя не сможет накопить тот самый отрицательный статический заряд.
Топливные баки на некоторых автомобилях и мотоциклах, собственно говоря, делают тоже из такого материала. И придумали его, отнюдь, не в 2020 году. Просто, вероятнее всего, продажи таких канистр и техники тормозились запретом заправки бензина в пластиковые ёмкости. Вот и продвинул, кому надо было, эту якобы отмену запрета. Хотя никакой отменой это не является. Просто уточнили и подчеркнули — можно, но только в специальный пластик.
Специальная пластиковая канистра для бензина
Ах, да. О маркировке пластиковых канистр для бензина. Не обошлось без интересного и здесь. Если на таре написано что-то вроде «для топлива» или «gasoline» (бензин на английском языке), то это далеко не всегда означает, что она изготовлена из того самого антистатического пластика. На заборе, как говорится, тоже кое-что иногда пишут. Но что с надписью, что без, забор так и продолжает оставаться лишь забором.
Настоящая «правильная» пластиковая канистра для бензина должна иметь специальную маркировку. В том числе, должен присутствовать круглый знак, номер сертификата и другая зашифрованная в коде информация. Так что, надпись «для бензина» — не пройдёт. Кроме того, «правильную» канистру можно определить и по другим признакам. Во-первых, она должна быть с гладкими стенками. Во-вторых, её нельзя просто так взять, и смять руками.
Научное объяснение
Бензин обладает многими опасными свойствами, которые могут причинить большой вред человеку. Наукой изучено, что при его взаимодействии с пластиковой тарой могут возникнуть следующие случаи:
- Стенки канистры будут разъедены из-за химического взаимодействия с топливом, благодаря чему оно может вытечь. Это резко повышает опасность возникновения пожара. Например, если это произойдет в автомобиле на стоянке, а рядом будет кто-то проходить с сигаретой.
- В неполной канистре образуются смесь паров бензина и воздуха с высоким давлением. При определенных обстоятельствах, это может привести к взрыву.
- Пластиковые емкости могут накапливать статическое электричество. При трении горючей жидкости о стенки сосуда может выскочить искра и загорится пламя. Пластиковая бутылка обладают более сильными свойствами накопления статического электричества по сравнению с другими изделиями.
Важно помнить, что есть правила безопасности по хранению и использованию топлива. Они основаны на случившихся чрезвычайных происшествиях
Поэтому не стоит рисковать здоровьем близких людей, особенно детей.
Сроки хранения бензина
В начале 90-х владельцы автомобилей старались держать в гараже пару канистр с бензином. Причиной такой запасливости был острый дефицит топлива. Сейчас такая ситуация встречается гораздо реже. Собираясь в длительную поездку, водитель может взять с собой небольшую емкость.
На случай непредвиденных ситуаций, владельцы загородных участков могут хранить у себя 10-20 литров бензина. Через некоторое время у водителя может возникнуть вопрос: «А стоит ли вообще заливать это в бак?».
Длительный срок хранения бензина в пластиковой канистре негативно влияет на его свойства. Горючее подвергается следующим естественным процессам:
- Окисление. Любая активная жидкость вступает в реакцию с кислородом, который содержится в атмосфере. Окисление углеводородов приводит к образованию эфирных смол. Они снижают октановое число и негативно влияют на топливную систему автомобиля. Снижение качества топлива первыми ощутят инжекторы, поскольку вязкие смолы нарушают его работы. Нагар на свечах зажигания также сигнализирует о низком качестве топлива.
- Испарение. Летучие эфирные соединения бензина быстро переходят в газообразное состояние даже при нормальной температуре окружающей среды. Хранение топлива в негерметичной емкости привод к снижению объема жидкости.
- Распад присадок. Качественное топливо содержит разнообразные присадки. Они призваны повысить октановое число и повысить детонационные свойства горючего. Отдельные присадки распадаются уже через несколько недель хранения, что негативно влияет на качество топлива. Например, длительное хранение этилированного бензина приводит к снижению уровня бромистых соединений, функция которых заключается к удалению свинца из камер сгорания. Длительное использование такого топлива чревато поломкой двигателя.
- Образование осадка. В процессе хранения горючего в осадок выпадают мелкофракционные частицы, которые содержатся в его составе.
Согласно требованиям стандартов качества, средний срок годности топлива в канистрах составляет 12 месяцев. Производители гарантируют, что в течение этого периода бензин можно хранить без потери качества и эксплуатационных свойств. Для сравнения – топливо в баке автомобиля не рекомендуют хранить дольше 6 месяцев. Для северных регионов с низкой температурой этот период увеличивается, а на юге снижается.
В случае длительного хранения топлива в баке его рекомендуют разбавить свежим горючим. Для этого необходимо смешать его с бензином, обладающим аналогичным октановым числом. Объем свежего топлива должен быть больше втрое. В этом случае качество полученной смеси будет пригодной для эксплуатации.
Что делать, если обнаружили недолив
На самом деле способов того, как определить недолив бензина на АЗС, немного. Заправлять собственные канистры на многих заправках запрещено. Счетчики приборной панели авто также не ведут подсчет с точностью до мл.
Проверить самостоятельно недолив бензина с помощью своих емкостей водитель не имеет права
Если все-таки подозрения закрались, клиент вправе потребовать провести контрольный замер. Для этого представитель руководства заправки по требованию покупателя обязан предоставить специальный опломбированный мерник, соответствующий ГОСТу.
Расчет погрешности должен производиться с учетом показателей температуры. Эти данные указаны на стенде с документами и лицензиями.
Топливо, которое используется для контрольного замера, всегда оплачивается тем, кто потребовал данную проверку. Если погрешность была обнаружена, водитель и представитель заправочной станции должны составить акт в двух экземплярах. Один бланк остается у администратора, второй передается водителю.
Мерники, соответствующие ГОСТу
Обнаружив факт недолива бензина на АЗС, вариантов куда жаловаться – два. Вместе с письменным заявлением автомобилист должен направить подписанный акт в прокуратуру или Роспотребнадзор.
Нередко бывает, что представители АЗС отказывают в предоставлении мерника. В этом случае водитель также имеет право позвонить в полицию или Роспотребнадзор и заявить об этом факте.
Если же обманутому клиенту удастся доказать факт недолива, согласно закону, он имеет право получить недолитый объем горючего либо соответствующую ему материальную компенсацию.
За топливо для контрольного замера платит водитель
С учетом того, что максимальный объем недолива может составлять 1,5 л на 10 л, связываться с подобной процедурой хотят далеко не все. Тем более, что сейчас владельцы автозаправочных станций не наглеют. С каждых 10 л воруется примерно 300 мл бензина, хотя законом допускается всего 25 мл в качестве погрешности.
Стоимость канистры для бензина
Цена емкости зависит от материалов изготовления, объемов и качества, то есть, может стоить дороже или дешевле. Наиболее дешевыми и доступными считается пластиковая канистра для бензина. В среднем, цена за емкость объемом 5 литров составляет от 250 рублей до 400 рублей, 10 литров — от 400 до 500 рублей, 20 литров — от 550 до 1000 рублей.
Стоимость стальных вариантов колеблется до 800 рублей за 10 литров, 1500 рублей за 20 литров. Одной из дорогих и надежных является алюминиевая канистра, она примерно на 300 рублей будет дороже стальной. Не стоит выбирать только по стоимости, ведь главными показателями являются надежность и качество. Они позволят предотвратить непредвиденные ситуации и сохранят здоровье владельца.
Сроки хранения в зависимости от емкости
Как мы уже выяснили, по ГОСТу топливо хранится пять лет при идеальных условиях. Если закопать резервуар в землю, то условия хранения будут близки к идеальным. В остальных случаях бензин будет портиться быстрее.
Столько будет храниться топливо в зависимости от резервуара:
- Бак автомобиля — полгода.
- Металлическая канистра — 1 год.
- Цистерна или бочка, находящаяся в подвале — около двух лет.
- Специальный резервуар, который стоит на участке в тени — около трех лет.
- Специальный резервуар, полностью заглубленный под землю — до пяти лет.
Следовательно, если у вас нет специального резервуара, то и запасаться топливом особого смысла нет. Также стоит учитывать, что на многих АЗС в России продают далеко не самый качественный бензин, который может вообще не соответствовать ГОСТу. Его сроки хранения снижены уже при покупке.
Закон суров, но недействителен
Как оказалось, всё это в нынешнее время уже устарело и этот закон юридической силы не имеет.
Всё дело в том, что ещё 2 года назад эти правила были изменены и вступили в силу новые рекомендации, согласно которым в пластиковые канистры бензин и дизельное топливо можно наливать в том случае, если на них есть маркировка: «допускается для хранения нефтепродуктов». То есть нет необходимости таскать с собой тяжёлую металлическую канистру, можно обойтись и более лёгкими и дешёвыми пластиковыми, главное, чтобы они соответствовали нужным требованиям. Кстати, подобные канистры можно легко купить на любой фирменной автозаправке.
Казалось бы, всё просто, есть канистра, которую ещё продают на самой автозаправке — наливай в неё бензин и вези с собой. Но вот тут вступает в силу наша чисто российская юридическая двусмысленность. Хранить топливо в пластиковой таре можно, а вот наливать в неё бензин — нельзя. По крайней мере, на некоторых автозаправках так и происходит. Недавно я попытался налить топливо в пластиковую канистру, которая была куплена на автозаправке той же нефтяной компании. Даже фирменная эмблема сохранилась. Однако автозаправщик оказался упёртым, заявил, что заливать бензин не будет, сославшись на статистическое электричество. Но канистра изготовлена из антистатического пластика, по всех Гостам. Он стал доказывать, что в ней можно только хранить бензин. Когда я спросил исходя из банальной логики: «а как бензин тогда в эту канистру попадает для хранения» заправщик смутился. И рассказал, что им теперь запрещено наливать бензин в канистры, потому-то был случай, который они не очень любят вспоминать.
Народные объяснения
Они также есть и особенно сильно работают на просторах нашей с вами родины, ну еще в некоторых странах, которые сродни с нами — в основном как «считают» — это для обмана. И здесь также есть четкие пункты.
1) Недолив. Если вы нальете в тару, где вы точно знаете литраж, то запросто можно вычислить обманщика. Конечно, крупные сети навряд ли будут заниматься таким, но мелкие вполне – а проконтролировать в 1,5 бутылке, ой как просто.
2) Качество бензина. Зачастую мы не видим — что течет к нам в бак! А может течь всякая дрянь (опять же возвращаясь к заправкам «без имени»), если льете в пластик очень легко вычислить качество, даже на глаз. Смотрим ролик, который просмотрели просто тысячи зрителей (есть нецензурная лексика, 18 +)
Понятно, почему теперь нельзя лить в прозрачный пластик.
Читать дальше: Как выйти из учредителей религиозной организации
Так или иначе, есть веские причины, по которым вам запрещают лить бензин в такую тару. Знаете – скорее всего, это обосновано. Ведь даже малейший шанс, что может произойти взрыв – должен пресекаться, что и делают на заправках.
Однако также нужно правильно отстаивать свои права, если у вас канистра для бензина, то просто покажите ее заправщику или администратору, на этом этапе все уже решится. Если нет, то просите телефон, выходите на высшее руководство.
Если честно, то в такую канистру (с надписью «GAZOLINE»), залить можно, сам лично заливал на нескольких заправках – даже вопрос не задали!
Ребят думаю — вам помог, читайте наш автомобильный сайт, будет еще много интересного.
(12 голосов, средний: 4,33 из 5)